Насос ГУР (насос гидроусилителя руля): общие сведения
Назначение
В настоящее время большинство выпускаемых транспортных средств оборудуется системами гидравлического усиления рулевого управления. И одним из основных механизмов данной системы по праву считается насос гидроусилителя руля, предназначенный для нагнетания специальной рабочей жидкости в рулевой механизм и поддержания её циркуляции по гидравлической системе рулевого управления. В результате водитель может легко и просто вращать рулевой колесо любого автомобиля, вне зависимости от его грузоподъёмности и назначения.
Разновидности
Сегодня современные автопроизводители, как правило, применяют пластинчатые насосы, зарекомендовавшие себя с самой лучшей стороны и обладающие очень высокой износостойкостью.
В свою очередь, по конструкции такие насосы подразделяются на следующие основные подвиды:
- Одноконтурные модели считаются самыми распространёнными, поскольку за счёт своей простоты конструкции, лёгкости монтажа и обслуживания доставляют автолюбителям минимум хлопот и забот при эксплуатации транспортных средств.
- Двухконтурные модели, которые могут в своей конструкции иметь встроенный расширительный бачок. Они устанавливаются на транспортные средства, оборудованные гидравлической подвеской, что даёт возможность одному механизму одновременно поддерживать работоспособность обеих важных автомобильных систем. Правда, цена таких агрегатов значительно выше, нежели у одноконтурных, поэтому в процессе эксплуатации следует качественно и своевременно производить их техническое обслуживание, не допуская появления неремонтируемых повреждений.
Принцип действия
Насос гидроусилителя рулевого управления, как и любой другой насос, имеет 2 технологических отверстия, необходимых для приёма и выдачи в систему трансмиссионной жидкости.
Принцип действия насоса основан на использовании центробежной силы, когда давление масла появляется при вращении вала насоса, непосредственно связанного с двигателем. При этом лопасти, расположенные на валу насоса, перемещаются по пазам ротора, прижимаясь к внутренней поверхности статора. То есть, масло, попадающее в корпус насоса через входное технологическое отверстие, захватывается лопастями, сжимается до необходимого уровня давления. Далее оно попадает сквозь отверстия распределительного диска, в так называемую, нагревательную полость, откуда в дальнейшем через выходное технологическое отверстие происходит его распределение по всей системе.
В зависимости от конструкции в разных местах могут стоять дополнительные золотники и перепускные клапаны, которые объединяются в единую технологическую цепь, задачей которой является обеспечение необходимого давления. В итоге водитель может мягко и плавно поворачивать руль без каких-либо существенных усилий.
Области применения
Такого рода механизм на сегодняшний день применяется и в легковых, и в грузовых автомобилях (ГАЗ, УАЗ), что позволяет рядовым автолюбителям забыть о боли в руках после длительных поездок, а владельцам автомобильных парков с тяжёлой техникой даёт возможность значительно увеличить общую производительность всего процесса производства.
Плюс ко всему, ныне создаются все более и более технологичные насосы для гидравлических усилителей, имеющие целый ряд специальных электронных датчиков, что в итоге позволяет получить ещё более чёткую и правильную работу рулевого колеса в зависимости от реальных дорожных условий и конкретной скорости движения автомобиля.